Ранее в Украине можно было менять национальность. Но это было очень давно.
Потом был Указ Президента Украины № 70/99 от 27.01.1999 года (
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/70/99), однако в нем ничего не говорилось о запрете изменять национальность и тем более исправлять ошибки в актовых записях. Он говорил исключительно об утрате силы
Указа Президента Украины № 24 от 31.12.1991 года (
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/24/91). Чем суды в Украине и пользовались относительно долгое время.И только письмо Министерства юстиции Украины № В-350-35 от 13.07.1999 года «Об изменении национальности» разъясняет правила применения Указа Президента Украины № 70/99 от 27.01.1999 года, т.е. суды действуя и руководствуясь прежними нормативными актами в соответствии с основами законодательства Украины, не нарушали принятые нормативные акты, которые отменяют прежние.
После была весьма интересная статья по этому поводу (
https://zn.ua/LAW/pyataya_grafa.html), в которой упоминается ЗУ "О национальных меньшинствах" (
https://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2494-12), который, кстати, действует до настоящего времени, т.е. и ст. 11 данного закона действующая.
Однако, в 100 % случаях, изменение национальность необходимо для решения стратегических задач, т.к. в обычной жизни не особо заморачиваешься кто человек по национальности - удмурт, гуцул или караим. Есть свои традиции, обряды и обычаи. Человек их соблюдает или не соблюдает. Это его право и ...желание ассоциировать с каким-либо народом или национальностью. Т.е. вопрос изменения национальности был связан исключительно с иммиграции. Поэтому возникло определенное направление - изменить национальность, чтобы легче было иммигрировать.
Но это ( я имею ввиду изменение национальности через решение суда) было актуально в девяностых-начале нулевых годов. А потом Израиль, ФРГ, приняли ряд нормативных актов в этой связи, т.к. национальность меняло огромное количество людей, явно не имеющих никаких для этого оснований.
По Израилю сказать не могу, т.к. не знаю ссылок на нормативные акты этого государства, однако, общаясь с руководством "СОХНУТ" в Киеве и Харькове, вместе с клиентами получил информацию о том, что государство Израиль не принимает наши решения судов о смене национальности, т.к. в чиновники государства Израиль, зная как, на основании чего и каким образом выносятся данные решения,этих решений не принимают. Так это было ТОГДА. Поэтому сейчас принимаются исключительно документы, выданные до развала СССР, т.е. до 1991 года. А решения судов можно исключительно только как уточняющие определенные моменты, но не связанные с изменение национальности.
С ФРГ ситуация иная. Это касалось, как поздних переселенцев (немецкая иммиграция), так и контингентных беженцев (еврейская иммиграция).
Решением Федерального административного суда от 19 октября 2000 года "доказательство способности говорить по-немецки должна присутствовать до 16-18 лет, т.е. в период завершения формирования самосознания Последующая утрата этой способности вследствие проживания исключительно в иной языковой среде не может препятствовать получению статуса позднего переселенца".
Бундестаг ФРГ на основании закона немного изменил данное требование. С 8 сентября 2001 года разрешена выдача решения о признании лица поздним переселенцем, которые способны вести несложный разговор на немецком языке. И эта способность должна быть передана соискателю в детские и юношеские годы в кругу семьи.
Сейчас же поздний переселенец (кандидат) может знать хох-дойч, т.е. изучить его в институте или на курсах, но он все же должен иметь в своем СОР национальность одного из родителей немец/немка либо обоих родителей немцев. К этому добавляется прохождение шпрах-теста, а через год после сдачи данного теста (естественно успешного) предоставление о знании немецкого языка уровня В1. Если едет семья, то все члены семьи основного заявителя, возрастом свыше 14 лет должны предоставить сертификаты А1.
А по еврейской иммиграции все должны иметь сертификаты уровня А1.
Кроме того, в отказах, которые получали люди, сотрудники посольств ссылались на Положение «О порядке изменения, восстановления, аннулирования записей актов гражданского состояния, порядок и строки хранения актовых книг» от 16 апреля 1993 года (Утвержденного Постановлением коллегией Министерства юстиции Украины) и главу 36 Гражданско-процессуального кодекса Украины.
Но, в Положении, указано в пунктах с) и т) части 7 (глава II. Порядок внесения изменения, дополнения и исправления в записях актов гражданского состояния) осуществляется:
с) при установлении в судебном порядке неправильных данных в записях актов гражданского состояния;
т) если во время регистрации акта гражданского состояния были допущены ошибки или указаны неправильные данные.
В части 8 этого же Положения, указывается, на основании чего производится изменение (исправление) этих записей. В пункте в) решение суда об установлении неправильных данных при записи акта гражданского состояния.
Тоже самое указано и в главе 36 Гражданско-процессуального кодекса Украины (действующий на тот момент).
Т.е. ссылка на то, что в указанные выше нормативные акты содержится запрещение изменять национальность была неправомерна, т.к. оно (Положение) вообще регулирует исправление ошибок и неправильность данных в актовых записях. Т.о. данный нормативный акт являлся на тот момент руководством только для работников органов РАГС при выдачи новых (повторных) документов (как мне тогда разъясняли в Харьковском областном управлении юстиции Министерства юстиции Украины).
Т.е. никакие изменения национальности посредством решения суда уже ОЧЕНЬ давно для данных типов иммиграции (я имею ввиду ФРГ и Израиль) не проходят.
Естественно, встречаются еще индивидуумы, которые таким образом пытаются иммигрировать, но это просто выброшенное время, нервы и финансы.
Ну а теперь, приняты еще ряд документов, уточняющих и разъясняющих все эти положения.
Но, это так, мое частное мнение.